darya13-vp
Запись от 05.05.2010

Моя статья для Центра регионоведения МГЛУ (правда, во время проведения "круглого стола" к ней был бонус в качестве исполненного мною "Вокализа", но это уж так - детали...) :write2:



Часто в США при трансляции по радио или телевидению музыкальных произведений Рахманинова их автора объявляют следующим образом: «great American composer Sergei Rachmaninoff» или в лучшем случае «Russian-American composer». С чем же связано такое восприятие на Западе человека, которого без преувеличения нужно назвать «самым русским композитором»? Ведь он, сплавив творческие принципы различных музыкальных школ, создал единый и цельный русский национальный стиль, так что нельзя сказать, что он был подвержен влиянию американской музыки, которая к тому же в тот момент только начинала формироваться. Наоборот: его произведения оказали грандиозное воздействие на американскую публику и дали толчок развитию академической музыки в США.

Впервые Сергей Васильевич побывал в Соединенных Штатах в 1909 году в рамках концертного турне. Его блестящая игра – а он в то время уже являлся лучшим в мире пианистом – произвела настолько грандиозное впечатление, что ему была предложена должность инспектора при Главной дирекции Русского музыкального общества США.

После этого Сергей Васильевич вернется в Америку только через девять лет – вернется, чтобы остаться там навсегда: свой конец великий композитор встретит в Лос-Анджелесе через двадцать пять лет. Я назвала этот переезд «возвращением», хотя на самом деле для композитора это была ссылка, он тяжело переживал свое расставание с Родиной и в течение первых десяти лет эмиграции испытывал творческий кризис: не мог писать музыку, а лишь выступал с концертами.

Но тогда, восьмого декабря 1918 года, в маленьком городке Провиденс началась концертная страда Рахманинова – открылась эра наиболее ошеломляющего успеха, какого когда-нибудь добивались в Америке иностранные концертанты. Первые же выступления Рахманинова вызвали бурные отклики в печати: «…Он не смотрит на своих слушателей и не игнорирует их. Он просто приказывает им слушать. Ни руками, ни лицом, ни телом он не выражает своего волнения. Он сидит, всецело отдавшись своему труду, он поглощен им, он отдает ему все свои силы, способности…».

Необходимо отметить, что сам маэстро считал, что у Америки большое музыкальное будущее (а в то время единственным известным в мире американским композитором был лишь Мак-Доуэлл). По глубокому убеждению Рахманинова, использование индейских и негритянских напевов едва ли могло дать настоящую, самостоятельную американскую музыку, разве только что развивать эти напевы будут сами индейские или негритянские композиторы. Здесь он был прав лишь наполовину, так как слияние африканских ритмов, традиционной музыки «кантри» и европейской гармонии в результате дало миру джаз, но изначально это направление действительно продвигали именно негритянские музыканты. Но Сергея Васильевича больше заботило отсутствие в США национальной академической композиторской школы – и это при достаточно высоком уровне музыкального образования, достаточно сказать, что Бостонский оркестр был и остается лучшим в мире. Но по мнению Сергея Васильевича, в стране в то время не предпринимались никакие организационные меры по координации развития американских музыкальных сил на благо страны, поэтому, будучи вице-президентом Русского музыкально общества, Рахманинов выступил с предложением к властям Соединенных Штатов учредить национальную консерваторию сделать ее центром, пропагандирующим все самое возвышенное и чистое в музыке.

Что касается композиторской деятельности Рахманинова, то в этот период он создает всего шесть произведений, однако они по праву принадлежат к вершинам мировой музыкальной культуры. Да и в целом зарубежный период его творчества отмечен исключительным своеобразием, его стиль складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных элементов: традиций русской музыки – и джаза, виртуозного стиля XIX века – и жесткой токкатности авангарда. В тридцатые годы Сергей Васильевич создает такие прекрасные сочинения, как «Симфонические танцы», Концерт № 4, вариации на тему Корелли, Третья симфония и конечно же одно из наиболее блестящих произведений – Рапсодия для фортепиано с оркестром на тему скрипичной пьесы Паганини. Эта блестящая композиция сразу получила всеобщее признание и стала одним из самых популярных сочинений Рахманинова в Америке. Яркое тому свидетельство – то, что нередко можно было слышать далеко от Нью-Йорка, в провинции, в маленьких деревушках американок, насвистывающих отрывки из Рапсодии.

Сергей Рахманинов принадлежал к той породе музыкантов, которые убежденно считали мелодию важнейшим элементом музыки, наиболее гибко проникающим в глубь явления и наиболее точно воссоздающим самые существенные его черты. Но воссоздающим так, что слушателей захватывает и правдивость отражения действительности, и специфическая манера одноголосного изложения. Манеру эту в просторечии называют мелодичностью. Это и есть то, что оказало такое неповторимое влияние на всю классическую американскую композиторскую школу. Впоследствии те же принципы применяли и Ричард Роджерс, и Леонард Бернстайн – авторы соответственно двух знаменитых мюзиклов «Звуки музыки» и «Вестсайдская история». А знаменитый композитор Чарльз Айвз именно на примере произведений Рахманинова научился прислушиваться к звучанию бытового фольклора и своеобразно интерпретировать различные его элементы в своей музыке. И даже современные американские композиторы возвращаются к рахманиновским принципам: так, например, симфоническая поэма Сергея Васильевича «Остров мертвых» вдохновляла Джона Уильямса при сочинении «Марша Империи Зла» для знаменитой киносаги «Звездные войны».

Можно привести еще множество подобных примеров, но достаточно рассказать об одном случае. В 1975 году мелодия популярной песни «All by myself» была полностью заимствована ее автором американским музыкантом Эриком Карменом из Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова. Первоначально Кармен полагал, что данное произведение находится в общественном достоянии, и выяснил, что это не так, лишь после официального выпуска своей пластинки. И нужно ли иное доказательство того, что творчество Рахманинова оказало решающее влияние на формирование не только американской академической, но и игровой музыки.




@темы: музыка, рахманинов, статьи